Site icon ОСТРОВ 2049

2011 Кольцо крильона

SONY DSC

Короткий период после любого похода, я как правило провожу в самом расслабленном состоянии духа. Сегодня 20 мая 2011г., и я смутно помню, чем занимался последние пару дней, кроме написания отчёта.

Идея организации экспедиции на Крильон родилась в голове 22 марта 2011г.

22 марта 2011г.
Я сидел в одиночестве на кухне и допивал уже вторую бутылку вина, когда открыл Сахалинский атлас на странице полуострова Крильон и от нечего делать начертил карандашом предполагаемый маршрут экспедиции. Выпив ещё немного вина, и запив его пивом, впервые увидел будущий маршрут во всём великолепии.

140 километров – через Татарский пролив, пролив Лаперуза и далее через Залив Анива до реки Урюм. И всё это за предполагаемые 10 дней. По мере раздумий прояснялись детали. План показался вполне продуманным и обоснованным, некоторые сомнения вызывала возможность встречи с голодными после спячки медведями.

Прикинув все за и против, включил компьютер и недолго думая создал на форуме тему под названием «кольцо Крильона»

В общем, с большой долей вероятности можно утверждать, что поход состоялся, благодаря тому, что я был не достаточно трезв в тот вечер 22 марта 2011г.

 

Попытка №1.

15-16 апреля 2011г.  Попытка закончилась неудачно. Был задержан пограничными службами города Корсакова.

15 апреля 2011 г. В первый день прошёл 13 км. На Урюме (место старта) было очень даже спокойно. Утром заморозки.

Вся история с этим походом подогревалась тем, что в то время мы так рано весной на Крильон ещё не ходили и ради подогрева интереса к походу на кону стоял ящик Виски, который я бы проиграл, если бы до 1 мая не обошёл Крильон на каяке.

К вечеру первого же дня повстречал Дядю Толю. Дядя Толя – местный абориген на Тамбовке, любезно согласился поучаствовать вместе со мною в праздничных мероприятиях по поводу окончания первого дня похода. Процесс его настолько впечатлил, что вместо положенной одной рюмки, выпил семь и пригласил ещё попить чайку у него в гостях.

Из еды: мука, соль, сахар, чай, немного консервов. В основном питается выловленной рыбой (тут же в речке) и куревом.

Всю осень, зиму, весну охраняет стан на Тамбовке.

В апартаментах, его личная библиотека была предоставлена в моё полное распоряжение.

Второй день был тяжёлый, зарядил дождик, волны не унимались, чувствовалось приближение циклона. Мысы обходить было трудновато. Вытаскивал лодку на берег, встёгивался в упряжь и кое-где волоком по прибрежным волнам тащил лодку за мыс. Нужно был пройти 11 км. до Ульяновки и там в заброшенных рыбацких домиках переждать тайфун. И вот уже ближе к вечеру, когда море то и успокоилось, иду я вдоль берега, в очередной раз вставив наушники в ухи. Вдруг впереди возникает внушительных размеров резиновая лодка с подвесным мотором. На ней трое. Приближаются. Сквозь пелену дождя различаю военные кокарды на шапках.

«Добрый день. Сахалинское пограничное управление береговой охраны г. Корсаков. Мы вас уже второй день ищем. Добро пожаловать к нам на борт»
И понеслись мы далеко-далеко и быстро-быстро. Давно я так быстро и так далеко от берега на каяке не ходил. GPS только и успевал наматывать километры. Вскоре в море показалось судно береговой охраны.

возникает законный вопрос: кто это и почему они меня искали? объясняю
«Добрые» мои друзья, для моей безопасности, зарегистрировали мой морской поход на мыс Крильон в нашем доблестном МЧС. МЧС, в свою очередь, недолго думая, сообщили об этом пограничникам. Те, в свою очередь, поняв, что я являюсь нарушителем, помчались меня обезвреживать.

Ясен перец, что это полная бредятина, когда судно береговой охраны гоняется за спортсменами, которые идут в море не за промыслом морского ежа, а во имя здорового образа жизни.

Но, как мне дали понять, это будет происходить всегда, когда сведения о наших передвижениях будут поступать пограничникам. Закон есть закон.

Особенно это актуально на мысе Крильон. Со слов старшего лейтенанта Валентина, если бы я оказался на Крильоне, тамошние пограничники должны были бы задержать меня, затем связаться с Корсаковым или Невельском, оттуда бы пришёл катер береговой охраны, и я был бы доставлен в Корсаков или в Невельск. Вопрос с эвакуацией решается автоматически и всего за 500руб. (сумма штрафа за подобное нарушение в 2011 году)

Что я нарушил? если вкратце, то я находился в территориальных водах РФ на маломерном судне, которое помимо того, что не было зарегистрировано в ГИМС МЧС РФ, оно также не было зарегистрировано в подразделениях пограничных управлений ФСБ России, тем самым я нарушил требование ст.3.2 приказа ФСБ №458. Кто прав, кто виноват, это уже тема отдельной диссертации. Просто скажу, что уже через пару месяцев мы все свои байды зарегистрировали у Пограничников, и перед каждым выходом стараемся оповещать их о наших передвижениях.

Допрос проходил прямо во время обеда. Допрос вёл Командир штурманской ВЧ ПСКР-075 старший лейтенант Танков Валентин. Что я нарушил? если вкратце, то я находился в территориальных водах РФ на маломерном судне, которое помимо того, что не было зарегистрировано в ГИМС МЧС РФ, оно также не было зарегистрировано в подразделениях пограничных управлений ФСБ России, тем самым я нарушил требование ст.3.2 приказа ФСБ №458.

Признаться честно, сперва немного обескураженный, уже при подъёме каяка на палубу, я чувствовал себя не нарушителем, а великим мегапутешественником, которого все на палубе называли, не иначе, как Конюхов. Вся команда, высыпала на палубу посмотреть на это чудо-юдо.

Капитан, помчался за фотоаппаратом, дабы запечатлеть себя на фоне байдарки. Впечатлили, добрые матросы, очень бережно относившиеся к каяку. Очень тактичный и вежливый старший лейтенант Валентин, который не против в будущем с нами сходить в морской поход.
Ну и отдельная благодарность судовому повару (поварихе), накормившей и борщом, и рисом с курицей и компотом и конфетами.

Попытка №2:

Привыкший всегда достигать намеченных целей, со злостью на самого себя сажусь за компьютер и пишу на форуме «Если моя лодка не окажется на мысе Крильон до 1 мая, то выставляю ящик виски»

Осознание всех трудностей приходит уже на следующий день:

Во-первых, я остаюсь один, другим участникам первой попытки нужно на работу, а у тех, кто наблюдал за нашими злоключениями с экранов компьютеров, пропало последнее желание участвовать в этом.

Во-вторых, погода в апреле на Сахалине очень неустойчива и ненадёжна. Межсезонье. Сегодня солнце и всё тает, завтра может быть шквальный ветер и опять идти снег.

До этого похода на Крильон, максимальный переход, который мне удавалось пройти за один день – был 50км. С ужасом вспоминаю тот день  Это было на Тунайче осенью 2010г. На следующий день не мог разогнуть ни руки ни ноги.

Если учесть, что для достижения цели, а именно для того чтобы обогнуть полуостров Крильон, придётся пройти порядка 140 км., понимаю, что понадобиться порядка недели. Даже если буду идти 50 км. в день, следующий день нужен будет в качестве отдыха для восстановления.

Как же изменилось моё мировоззрение на дневной километраж после этой экспедиции, но это будет после, а сейчас я готовлюсь к недельному переходу по негостеприимному весеннему морю.

Я еду по городу в машине, за окном идёт дождь и обдумываю на ходу все детали будущей экспедиции.

Мною владеет двойное чувство: с одной стороны, радостное предвкушение того, что должно было произойти в связи с грядущим стартом, с другой – смутное опасение того, что всё это, и новые встречи с Крильоном в условиях соло, а потому обещающих быть очень интересными, могли просто-напросто не состоятся по причине, всего того о чём мне говорили друзья, высказывая свои опасения по поводу путешествия на каяке в одиночку.

Но решение было принято, поэтому мне оставалось только ждать назначенного для себя срока.

Продуктов и газа беру на две недели.

И вот, судя по прогнозу, с 20 апреля образуется окно на 2-4 дня с относительно устойчивой погодой и слабым ветром.

День 1.  20 апреля.

Старт был 20 апреля на реке Луговка (11 км. южнее Шебунино).

В связи с приближавшимся очередным циклоном, выбора, кроме как грести с утра до вечера, не было.

Этим тёплым апрельским утром море было прекрасно. Солнце уже выкатилось на сопки, но ещё не припекало, и поэтому решил не откладывать с отходом. Когда вышел в патриархально тихое море, на часах было уже 9. Чайки белыми зигзагами, гортанно крича, резали воздух над головой. Скучать не приходилось.

Ветер отжимной 5-6 м/с. Море относительно спокойно. На отдельных участках практически полный штиль. Но распадки продувались очень сильно. Пару раз приходилось даже пригибаться и задумываться над вопросом, а сколько ещё нужно метров в секунду прибавить, чтобы меня перевернуло.

К обеду уже прошёл что-то около 27 км. и был на Коврижке (мыс Виндис).

Было очень холодно. Тёплые неопреновые варежки не всегда помогали. Приходилось чалиться на берег и разводить костёр, чтобы согреть руки.

Быстрый перекус, костёр и дальше в путь.

через 7 км. мыс Кузнецова

Прямо напротив мыса, есть два каменных острова, служащие приютом для морских котиков

Гроты на Замирайловой голове. Тут меня ждал неприятный сюрприз и небольшое испытание для нервов. Отжимной ветер усилился, казалось до 12-14 м/с. Причалить к берегу невозможно. После невероятной гребли в направлении берега, приближаюсь примерно на 50-70 метров, но путь к берегу преграждают поля из морской капусты. В итоге, более 2-х часов гребли вдоль этого Саргасова моря, прежде чем удалось в очередной раз высадиться на берег и согреться. Очень давит на психику, когда ты не можешь сделать в течении длительного времени то, чего хочешь от себя и своей лодки.


Ночлег решил организовать в бухте сразу же за Замирайловой головой. Остановился, отличное место: вода, дрова, медведей нет. Снимаю юбку, вдруг слева пень начинает шевелиться. Кричу, что-то про сахалинских каякеров, неспеша карабкается в сопку.

Этот был первый из пяти увиденных за три дня медведей.

Та же самая ситуация через 2 км. Там медведь был ещё пьяный после зимней спячки, еле передвигался. Уходить не стал, лишь лениво ворочал головой. Так дохожу до речки Замирайловка. В первый день пройдено 42 км. Проверил боеприпасы для медведей, собрал всё что могло гореть в радиусе километра.

Палатку даже не стал ставить. Спал прямо у костра.

Ночью меня ожидало довольно незавидное приключение. Чудился медведь. Выбрался из спальника с фальшфейером наперевес. Снаружи было пусто, лишь одинокие ночные волны безбрежного моря мирно накатывались на берег. Забравшись назад в спальник, долго ворочался. Воображение разыгралось и не давало уснуть. Это была долгая, долгая, томительная и тоскливая, очень долгая ночь. Наконец уснул. На завтра была намечена встреча с самой южной точкой острова Сахалина и с целью похода – мысом Крильон.

День 2. 21 апреля.

После бессонной ночи встал слабый и измученный. Подъём в шесть утра. Зарядка, звонок другу. Покончив с мытьём посуды, начинаю паковать вещи.

В этот день ожидалась большая культурная программа. До крильона остаётся что-то около 18 км. Через час уже на американской Луге (либерти).

Ещё через два часа на Мысе Крильон

Иду вокруг мыса, неспешно прижимаюсь к скалам, дабы не быть замеченным пограничниками.

Фотографируюсь на Макаровской метке.

Локаторы на мысе

Выхожу за скалу, прямо на берегу чуть наверху казарма зелёного цвета. Как минимум четыре окна выходят на меня. Через пять минут вижу — бегут трое в камуфляжах с автоматами наперевес. Чего-то машут, кричат. Поднимаю весло, сдаюсь. Подхожу. «День добрый. Пограничная служба…»

Ничего нового, всё те же нарушения, всё те же протоколы. Выписывают штраф в 500 руб., за неуведомление пограничных служб о своём перемещении.

Заметили они меня ещё с вышки на западной стороне. Думали медведь в море тонет.

В очередной раз слышу только вежливое обращение и покручивание пальцев у виска. Старший оказался ещё и скалолазом 1-го разряда из Колуги.

Поговорили и о Саре Оутон, и о том, что вполне возможно летом нас пойдёт здесь человек 15 (рекомендовал ему подготовить побольше бланков протоколов).

Пожелали счастливого пути, пожали руки и отпустили.

Фотографировать себя не разрешили, но меня щёлкнули.

За мысом погрузился в глубокое раздумье. Среди прочих подробностей, я понял, что полка на мысе открыта, и придётся уходить далеко в море.

Через минут 15 окончательно обогнул мыс и началась самая хреновая колбаса.

Сперва думал, что это просто очередной сулой на мысу. Щас, ещё чуть-чуть и всё закончиться. Но не тут то было. Слева за мысом одни скалы, крадусь еле-еле душа в теле, а эта хрень и не думает успокаиваться. Прохожу каким-то макаром около семи километров (полагаю это были самые сложные в моей туристической жизни семь километров). Сил нет, хочу причалить, негде… скалы… в итоге нахожу какой-то участок причаливаю, пальцы еле разгибаются… холодно….

Главное правило — не стоять и не тупить!

Через десять минут уже ем суп с тушёнкой. Согреваюсь, понимаю, что дела у меня хреново. Впереди ближайшая стоянка с избушкой (спать в палатке из-за медведей желания нет) на Атласово. До него ещё километров 12-14. А море раскочегаривается ещё сильнее. Собираюсь с силами, сажусь в лодку.

Проходит минут 5-7, а я не могу натянуть юбку. Пальцы не слушаются, сил натянуть эту новую тугую юбку не хватает. Считаю раз, два, три… собрался… разобрался.

Ещё через какое-то время юбка на месте.

Тут очередной казус. Сижу на мели, на камнях. Не могу сдвинуть лодку с камней. Силы на пределе. Опять собираюсь.

С горем пополам отчаливаю.

Вижу вдали, в километре полосу узкого пляжа, решаю дойти до него, там встягнуться в упряжь и тащить лодку по прибрежной воде. Бороться с волнами на истощённых силах не реально.

Ёптить-моптить, прохожу 100-200 метров, вижу в узком маленьком распадке избушку с пристройкой. В предвкушении чалки – всё таки это событие, в моей сегодняшней безбашенной гребле, — на палубе царит оживление. GPS чуть было не улюлюкнулся в воду, спот заморгал частыми красными цветами.

ВОТ ИДИОТ! Это же Ирша. И знал я о ней, и знал, что там есть избушка испокон веков. На Ирше раньше водозабор был. Корабли подходили для заправки пресной водой. Как мог забыть о ней.

Причаливаю. Во второй день пройдено 26 км. Если погода на следующий день не улучшиться, циклон пережду на Ирше.

Дома никого.

Печка, дрова. Согреваюсь, сушусь, ужинаю. Выхожу подышать перед сном, недалеко от лагеря ещё два медведя. Как и положено при первых криках убегают.

По спутнику приходит очередной прогноз погоды, как и всегда на три дня вперед (благодарность товарищу за ежедневный мониторинг погоды).

Циклон приближается. На прогноз надейся, а сам не плошай. Поэтому завожу будильник на 5.30. Если море будет спокойно, лучше выходить рано утром. Если нет, всегда можно дальше лечь спать. В тот вечер, я не особенно утомлял себя пространными мыслями о смысле жизни, поэтому уснул мгновенно.

День 3. 22 апреля

По прогнозу через один-два дня приходит циклон с сильным штормовым ветром и снегом. Единственный шанс закончить поход до циклона, пройти 64 км. до Урюма за один день.

Ночь в тёплой избушке с печкой принесла свои плоды. Бодрый и отдохнувший проснулся вместе с будильником в 4.30 утра.

Покончив с мытьём посуды, выгреб из избушки все вещи. В 6 утра начался самый длинный переход на каяке в моей жизни. Переход в 64 км.

Тогда я ещё не знал, что уже менее чем через месяц этот рекорд будет побит при обходе Тонино-Анивского полуострова, где мне предстояло пройти за одни сутки сперва 69 км.  а на следующий день 73 км. А в июле 2011г. удастся пройти 119 км за один день, а ещё несколько лет спустя 146 км за 24 часа.

Но это всё в будущем, а пока я был на Крильоне.

Ветер за ночь улёгся. Как же море отличалось сегодня от вчера. На небе ни облачка. Волн нет, лишь мелкая рябь.

Скорпион (название лодки) мчался на всех парах вперёд.

В тот день море подарило возможность добраться до дома за один день. Около 45  из 64 км. были пройдены в полный штиль.

Уже через два часа на Атласово (заброшенная погранзастава).

Ветер стих окончательно. Лишь изредка в воздухе чувствовалось лёгкое дуновение. Я по-прежнему вглядывался на юг, откуда должны уже вскоре появиться знакомые очертания Могучей.

В 11.00 на Могучах. Обед.

Захожу в местную церковь, построенную при рыболовецком стане. Не верю я в эти дела, но кому-то надо было сказать «спасибо» за этот день.

В 19.00 был на Урюме. 64 км. дались в принципе легко. Штиль, солнце. Было два перекура, минут на 20 каждый, на Могучах и на Ульяновке. За день никаких событий. Только один маленький медвежонок на берегу.

На Урюме встречали друзья. В 22.00 был дома. Самая южная точка Сахалина взята.

Ну что вам сказать вместо послесловия. Были сделаны выводы по путешествиям на каяках в межсезонье, а именно ранней весной. Всё дело здесь в дневном километраже, если можете идти в день 40-50 км., то дождавшись благоприятной погоды, есть шанс, что вы сможете за 3-5 дней закрыть любую экспедицию. Но проходя в день 15-20 км., ни о каком длительном походе ранней весной можно и не думать. Погода очень неустойчива, есть вероятность быть зажатым где-нибудь вдали непогодой на очень долгий срок.

апрель 2011

Exit mobile version