Сегодня пятница, 18 октября. Бильярдный стол заказан ровно на восемь вечера.
Однако, вместо привычной пятничной американки на Сахалине, я сижу у Жени Ващенко на кухне, что по улице Каштановая во Владивостоке, и опрокидываю очередную стопку странного жёлтого самогона. Второй час ночи!
— Как долетел?
Всё получилось настолько спонтанно, насколько это только можно представить. Ещё утром в одиннадцать на экране монитора я заметил сообщение о русской кругосветке, а уже к 14.00 билеты на вечерний рейс были на руках.
Русская Кругосветка — именно так называется действо, по случаю которого столь неожиданно я нахожусь здесь на кухне, в новоиспечённой столице Дальнего Востока.
Говорят, обычай бродить на каяках вокруг острова Русский за один присест завёл Евгений Пафнутьев, один из апологетов местного морского каякинга. Хотя традиция и молодая и отроду ей лет немного, но я, имея под боком 3000 километров островного Сахалинского моря, тем не менее лечу сюда в Приморье на эту кухню!
За тонкой перегородкой, в туалете стоят ещё две кеги браги. Жека наливает очередную стопку высококачественного самогона.
Хозяин кухни обещает греблю за полтинник на завтра и подъём в шесть утра, при этом широко улыбается, отчего мы выпиваем и третью. Несмотря на улучшающееся настроение, всё таки находим в себе силы разойтись ближе к двум.
— Пора спать! Поздно уже.
Двухкомнатная квартира. Мне определяют ту комнату, что справа. Жека выдаёт огромных размеров надувной матрас и спальник. Долго ещё орудую с насосом. Наконец, всё затихает. Ложусь на правый бок, натягиваю одеяло на ухо, закрываю глаза и тут же засыпаю.
19 октября. Суббота.
Телефон звонит в половине шестого. Я протираю глаза, оглядываюсь. Лежу поперёк матраса, спальник сполз на пол. Смотрю в окно. Всё так же темно, как и четыре часа назад.
Шлёп, шлёп. Шаги раздаются со стороны кухни. Судя по запаху, Женя варит гречку с сардельками.
Через 10 минут окончательно выбираюсь из спальника. Сказать, что сегодня утром я чувствую в себе прилив какой-то необычайной физической энергии, нет не сказать. Лишь любопытство перед новым местом. Натягиваю неопрен, шорты, верх. Еже не терять времени на берегу, часто одеваюсь дома перед выходом. Иду на кухню.
— Доброе утро!
— Доброе, завтрак готов!
Неспешно закидываем крупу с белого цвета сардельками в животы.
С Женей Ващенко познакомился в прошлом году у Горбатой горы, во время приморского похода летом 2018 года. Затем общение по интернету и вот эта встреча на кухне. Спокойный и порою флегматичный.
— Надо выходить! Через 20 минут придёт машина.
На улице по летнему тепло. Во дворе дома ноги ступают по свежему только вчера уложенному асфальту. Гараж, куда мы направляемся, сразу тут же за домом. Огромный коридор из клеток по обе стороны под бетонным потолком. Исключительно материковская тема. На Сахалине такого нет.
Гараж набит вещами разными, но в глаза сразу бросается остов строящейся лодки, висящей тут же у стены.
Пока Женя пакует вещи, иду в ближайший магазин за углом.
— Бутылку воды, пару сникерсов, зажигалку.
— Всё? — спрашивает смуглое горбоносое лицо, торчащее в узкий проём, с любопытством рассматривая неопрен на моём теле.
— Да.
— Точно?
— Да.
— Может ещё чего?
— Да не нужно мне ничего! — Уже с заметным раздражением я отвечаю всё в то же окошко. — Держи! Сдачу оставь.
— Ну счастья тебе человеческого! — твердит лысоватый горбоносый с искривлённой улыбкой.
Свет фар врывается в гараж. Серая легковушка с жёлтого цвета каяком на крыше проезжает мимо и в дальнем углу начинает манёвр по развороту в узком коридоре.
Резкий треск! Корма каяка врезается точно в стену, отваливая кусок старой штукатурки! Руль сломан!
Парни какое-то время пытаются исправить поломку, но ничего не выходит. Я же на правах гостя, тем временем стою в стороне и лузгаю семечки.
— Бесполезно! Наверное, придётся без руля идти. Закидывайте вещи! — объявляет Иван.
Иван, именно так зовут Жениного товарища, ведёт машину по ночному Владивостоку. Пустынные улицы, отчего совсем скоро въезжаем на остров Русский, чуть позже в бухту Новик, куда уже медленно заползает и рассвет. Прекрасный осенний день. Середина октября.
На берегу трое. Среди них — Никита Миненко.
— Здорово Никитос!
— Здорово! С приездом! — широченная улыбка ползёт по его лицу.
Как и в случае с Женей, с Никитой я также знаком с Горбатой горы с лета 2018-го.
В нескольких шагах на берегу 40-ка футовый контейнер.
— Твоя зелёная! Вот эта! — Женя тычет пальцем в зелёного цвета каяк. — Вот весло!
— Отлично!
Лодка и весло. Всю остальную одежду и мелочь привёз с собой. Неспешно собираюсь тут же на берегу. Настраиваю педали.
— Макс, ты будешь? — кричат с берега.
На Сахалине есть традиция угостить морских духов перед началом похода. В Приморье похоже традиция та же, только без морских духов.
И вновь лимонного цвета сорокоградусная растекается по животу, наслаиваясь на ту самую, что принимали на кухне шесть часов назад. Вот это организация! Собираться становится гораздо теплее!
В ожидании выхода, иду в уборную, расположенную подле тут же неподалёку. При входе мужик лет шестидесяти, в грубого покроя стёганке пшеничного цвета с чёрными пальцами.
— Ты куда собрался? — спрашивает мужик.
— В туалет! Куда жеж ещё?
— Куда с лодками?
— Аааа… Вы об этом. Вокруг Русского. Вечером вернёмся.
— А зачем?
— Не знаю. Говорят, традиция! Не местный я.
— Ну давай, удачи!
— Ага, спасибо.
Подъезжает ещё пара человек.
План на сегодня таков: Обойти остров Русский по часовой стрелке. Старт и финиш здесь в бухте Новик.
На воду выходим ближе к восьми. Нас немного, не более десяти, остальные должны присоединится на выходе из протоки.
Пройдя чуть более километра по бухте, ныряем в канал, что отделяет остров Елены от острова Русский. Канал этот искусственный и построен уже давно. Аж в 1898 году. Предназначен для прохода небольших кораблей и судов из пролива Босфор Восточный в бухту Новик, в обход Амурского залива, который нередко бывает штормовым.
350-ти метровый канал выводит в большую бухту. Это Босфор Восточный. На том берегу Босфора раскинулся Владивосток. Направо открывается вид на Русский мост, соединяющий остров с большой землёй.
Думаю, случись здесь сейчас Николай Николаевич Муравьёв, то от такого вида бы сполз он со стула посредь палубы корвета.
Ребята остаются ждать остальных, ну а я тем временем потихоньку двигаюсь на восток.
Гребу неспешно. До моста 5 километров. Прохожу половину, оглядываюсь назад, флотилия из разноцветных лодок двигается вдали. Опускаю весло и мерно покачиваюсь на воде. Мимо плывёт огромных размеров мазутное пятно.
Вскоре под берегом замечаю одинокую жёлтую лодку. Беру чуть правее, тот кто на лодке, видимо тоже заметив меня, берёт левее. Через 10 минут наши пути пересекаются.
— Здорово. Ты откуда? — спрашиваю его.
Говорит, что отправлен был он вперёд другими каякерами, дескать скорость у него маленькая. Он уходит, я дожидаюсь остальных.
Через 20 минут пополневшая эскадра проходит мимо. Насчитываю чуть менее пятнадцати лодок. Появляется и двойка. Двигаюсь в арьергарде, замыкая подмостовое шествие.
Один чел неистово машет веслом, баражирую справа налево.
— Что с ним? Кто это?
— Спортсмены! — с серьёзным лицом отвечает Женя.
— Ааа… Ну ясно!
Проходим под мостом. Красивое зрелище!
Мост был построен в 2012 году. Говорят, что это второй по высоте мост в мире. И имеет самый большой в мире пролёт среди вантовых мостов, длиной 1104 метра.
— Охренительно! — бормочу себе под нос. — Ради этого стоило лететь сюда!
Сразу за мостом, справа на скале, белой краской высечена надпись — «Шикотан»! Вчетвером высаживаемся.
Справив нужду под Шикотанам, двигаемся дальше.
В проливе стоит масса кораблей разного калибра, неизвестных типов и назначений.
Пароходы мелькают с разных сторон. Какие-то стоят прямо на пути следования, отчего и проходим вплотную.
Особенно их много в районе мысов Поспелова и Назимова. Лёгкий ветерок нет-нет да и приносит индустриальные ароматы, чувствуются запахи мазута, соляры и всех остальных запахов, что можно испытать в морском порту.
Тем временем, справа пробегают бухты Аякс и Парис. Остров Русский горист и большей своей частью порос лесом.
Сразу за мысом Каразина виднеются строения океанариума на берегу. Бывал я здесь не раз, но с моря впервые.
— Пошли дары моря посмотрим! — кричит Женя.
— Чего? — кажется, что я не расслышал. — Дары моря? Ракушки, что-ли?
Подходим к берегу, только тут и понимаю, о чём речь.
Это Хунхузы Японского моря! Останки маломерных судов, кораблекрушения коих — явление настолько обыденное, что говорят, ими порою завалены пляжи и побережья всех без исключения бухт Приморья.
Пишут, что то, что происходит с ними — это не укрытие в бухтах, это добыча биоресурсов в зонах, куда им вход не разрешен.
В какой-то момент лодку подхватывает набегающая волна и окатывает с ног до головы. Прохладно!
Осмотрев пару посудин двигаемся дальше к мысу Ахлёстышева. Мыс состоит из нагроможденных друг на друга крупных валунов. Они резко выделяются своим желтоватым цветом среди темных скал.
Мысы Вятлина, Шмидта бегут мимо. Кто-то уже давно убежал и молотит вёслами на горизонте.
— Кто это там впереди?
— Спортсмены! — с серьёзным лицом отвечает Женя.
— Ааа… Ну ясно!
Справа бухта Карпинского. Именно сюда мы пришли год назад, когда шли напрямую с острова Аскольд на остров Русский. Целый год прошёл! Быстро летит время.
Небольшой группой подходим к Тобизина. Мыс Тобизина, скалистый и обрывистый, является восточным входным мысом бухты Новый Джигит. Низким перешейком, загроможденным скалами, мыс Тобизина соединяется с полуостровом.
Можно сотню раз приехать в это место, ещё сотню другую сходить с рюкзаком на Тобизина и всё равно ты не увидишь его главной красоты! Здесь в обрывах берега образовалась пещера, вход в которую имеет вид приметного темного пятна.
Это грот! В википедии о нём не слова! А ведь это то ради чего стоит прилететь сюда.
Не уверен, что Герман Германыч видел это, но оно того стоит!
Из грота уже выходит Никита, поэтому я устремляюсь следом. Море неспокойное, волны накатывают, но не уверенный, что когда-то побываю здесь вновь, иду внутрь.
Огромная ниша с высоким потолком открывается взору. Бирюзового цвета вода с грохотом раскатывается по гроту. Холодная красота.
Разворачиваю лодку, какое то время волны прокатываются под лодкой обрушиваясь на заднюю стенку за спиной. Охренеть!
Идём дальше. Сразу за Тобизина бухта Новый Джигит по правую руку.
— Ходить туда не рекомендуется! — объявляет Женя.
— Чего так?
— Морской спецназ!
В это же самое время приближаемся к острову Шкота. На нём запланирован обед.
Шкота встречает нас обрывистыми скалами. Остров носит имя капитан-лейтената Николая Яковлевича Шкота, всё с того же корвета Америка, который отметился в этих краях многими открытиями.
Говорят, на острове сохранилось достаточно много военных объектов, ныне бездействующих.
Добираемся до кекуров под маяком. Погода позволяет, поэтому проходим под берегом.
Берег здесь обрывистый и скалистый. С южных направлений остров Шкота выделяется красноватым цветом обнаженных скал на темном фоне острова Русский.
Далее пара мелких останцев стоит недалеко от берега. Море шумит. Беру ближе к скалам и на одной из волн прокатываюсь вдоль стенки метров двадцать пять.
Дальше море спокойно. На узкую полоску пляжа спускаются редкие языки осыпей. На одной, из, стоит инвалидная коляска с человеком.
— Удивительно! Откуда он здесь?
Сверху спускаются верёвки. Двое парней, видно что альпинисты, тут же на берегу.
Лишь спустя неделю, уже на Сахалине прочитаю, что был это Игорь Скикевич. Приморский парапутешественник. 19 октября на скальном массиве острова Шкота он впервые в России совершил самостоятельное вертикальное восхождение на инвалидной коляске в рамках международной программы «Мир от полюса до полюса».
Насколько оно было «самостоятельным» судить не мне.
Огибаем маяк. Море, как кажется, окончательно успокаивается и лишь редкая волна бежит с юга.
— Щас будет грот!- объявляет Женя.
И действительно взору открывается узкий проход средь скал. Ныряю внутрь. В отличие от грота на Тобизина, море здесь сегодня спокойное, отчего без труда разворачиваю лодку внутри и пару минут неспешно брожу между сводами.
Покинув сей проход, выходим на западную сторону Шкота. По левую руку открываются многочисленные острова. Рикорда, Рейнеке, Попова лежат на западе. Мы же поворачиваем на север и идём вдоль берега. Здесь в бухточке и запланирован обед.
С этой стороны видно, что остров покрыт не только скалами, но и широколиственным лесом, с красками нынче отнюдь не праздными, а больше унылыми и располагающими к мыслям невесёлым. Вскоре высаживаемся и на берег.
Сидя на огромном булыжнике, верчу бутерброд в руке. Тот самый со вчерашнего самолёта. Солёный огурец жалкого вида подозрительно вылезает из коробки и шмякается на берег.
Еды другой у меня нет (окромя двух сникерсов), поэтому поднимаю огурец и сую в рот. Отлично!
А в это время на берегу под скалой в 20 метрах южнее появляется скатерть, быстро наполняясь всякими яствами.
— Макс! Давай сюда!
На обед выдают абсент. Пьют далеко не все. Тут же Никита выдаёт наклейки каждому из присутствующих.
— Значков нет. Будут на следующий год! — увещевает Никита, стоя на коленях на краю скатерти. — Пока только наклейки! Можно на лодку, можно на холодильник!
Чего только нет на столе! Разве, что трёх самоваров не хватает. Начинается почти шабаш, пир на весь мир. Раз, два! Абсент бьёт по мозгам! Размазав сало по хлебу и, набив живот огурцами, колбасой и яйцами, с трудом отрываюсь от трапезы и иду полежать у байды. Вторая была совсем лишняя рюмка.
Народу вокруг много. Я никого не знаю, окромя двух человек. Отчего и космические способности каждого мне неизвестны. Как я могу догадаться, что бородатый чел, разогревающий консерву на горелке напротив, фанат шахмат и что мы бы смогли разыграть с ним не одну партию на Шкота. Но видимо в следующий раз.
Охмелев немного, в полудрёме провожу минут 30, пока вокруг заканчивают с трапезой. И даже засыпаю на мгновение подперев щеку ладонью, но тут же стукаюсь затылком о шкотовский камень.
Вот это настоящая кругосветка! Крузенштерн о таком мог только мечтать!
Раз, два, три, четыре. Пальца. Пять. Не перепутать бы в какую сторону идти! Ломанёшься после обеда в обратном направлении, потом долго репутацию Сахалинцев будешь отмывать!
На воду выходим ближе к четырём.
Тем временем впереди острова Энгельма и Лаврова. Энгельма лежит к юго-востоку от мыса Иванцова. Согласно картам, западная оконечность острова соединена насыпной дамбой с островом Лаврова.
Не проходит и сорока минут, как поступает предложение накатить тут же посреди океана. Суровый осенний мужской отдых. Самые стойкие собираются вместе и бутылка обходит круг.
— Хорошо пошла. Обеденную протолкнула!
После обеда замечаю, что не все идут со спасжилетами. До берега чуть более полутора километров. Вопросов уже не задаю, ответ у Жени прежний.
С юга на Лаврова приметный кекур в море. Море позволяет, проходим промеж моря и каменюки, торчащей из воды.
Связь берёт здесь практически повсеместно, заставляя порой отвлекаться на рабочие моменты.
Тем часом подходим к проливу Старка. Пролив разделяет острова Русский и Попова. Одинокая красно-белая яхта покачивается у берега.
В Старка перед взором возникает разноцветная радуга. Огибаем полуостров Кондратенко, в берег которого вдается несколько бухт с низкими берегами.
Кто-то уже далеко впереди, основная группа решает высадится на берег на перекур, я же клонимый ко сну, пытаясь не уснуть, взвинчиваю темп и в одиночестве ухожу на север в сторону Владивостока.
Чувствуется приближение вечера. Солнце уверенно клонится на запад и уже садится который час, но всё ещё висит над горизонтом.
От мыса Васильева до Створного 6 километров. Иду вдали от берега, вдоль западного побережья острова Русский.
Рассказывать тут особо нечего, да и красот особо не наблюдается, поэтому всё ещё в состоянии послеобеденной дремоты больше гляжу налево — в сторону горных хребтов на той стороне Амурского залива.
Прохожу мыс Створный. Мыс — скалистый и возвышенный. Тут же виден и риф.
Через два километра появляется остров Уши. Крест православный стоит на самом острове. И сюда воткнули!
Уже почти восемь. Глубокий вечер. Подхожу к тому месту, где утром выходили из протоки. Вот и пройден маршрут!
Через протоку ещё хорошо видна гора Русская высотой 291,2 м. Это высшая точка острова.
Вдали вновь Русский мост, тот самый, что видел утром 12 часов назад. На мосту загораются огни. Качаюсь на волнах. Слева Владивосток, впереди мост. Я вновь смотрю на него, как и этим утром.
Заранее было условлено встретиться именно здесь пред финишем.
Спустя какое-то время в полной темноте подходят и остальные. Вместе заходим в канал, отсюда до финиша остаётся пара километров.
— 54 км, — говорят из темноты.
— 52, — доносится другой голос.
Гутарят, если день чем-то отличается от других, он запоминается надолго и дает силы жить …
А ещё говорят, хорошим днём можно считать день, когда солнечный луч, нежданно пробился сквозь осенние тучи. Это как раз мой случай.
19 октября, солнечный луч, нежданно, заебен…л дыру в октябрьском небе. И, да, — это был хороший день с хорошими людьми!
19 октября 2019 год.
ЭПИЛОГ
— Пристегните ремень, пожалуйста! — улыбчивая стюардесса трогает меня за плечо. — Наш самолёт приступает к снижению!
— Уже? — реагирую я на толчок в плечо.
Подо мною Татарский пролив. От острова Русский до острова Сахалин полтора часа лёту и почти тысяча километров. И это лишь малая часть того, что зовётся — Дальний Восток России!
P.S.
Из воспоминаний Евгения Пафнутьева:
«Дело было так. На Сахалине есть традиция получать значки за 50 км, ну я и подумал, что и у нас в Приморье было бы неплохо что-то подобное придумать. Сама идея возникла в 2014 году. Остров Русский — классное место. И расстояние как раз 50 км. Так и появилась Русская Кругосветка!Воспринимал я это тогда, как отличное ежегодное закрытие очередного каякерского сезона. Но то ли я плохо прорекламировал или ещё что-то, но меня тогда никто не поддержал. И в 2014 году сходил я в одиночку. Перекур на Шкота. Прошёл достаточно бодро. Был один, боялся успею, не успею. Устал как перепуганный, но в итоге всё прошёл и понял, что это возможно. На следующий год в 2015-м году нас было уже шестеро…»