Автор отчёта: Машир Анатолий
Часть 1. Подготовка.
Примерно года четыре назад данная гора, восхождение на её вершину стали всё чаще появляться в мыслях. Посещение данной горы привлекало тем, что она является наивысшей точкой Александровск-Сахалинского района с высотой 994 метра.
Сначала просто заглянешь в карту и посмотришь, где она находится. Потом начинаешь искать любую информацию о ней в интернете. Начинаешь спрашивать у знакомых туристов (и через знакомых) о том, был ли кто-либо на ней и как на неё легче взобраться. Пытаешься найти бывших жителей села Владимировка Александровск-Сахалинского района и получить какую-либо информацию у них. Откровенно сказать, информация была скудная. В интернете о ней найти хоть что-то я так и не смог, знакомых туристов из числа местных жителей, кто был на ней, также не удалось отыскать. Как не удалось отыскать таких из числа бывших жителей Владимировки. Хотя, может быть, плохо искал.
В конце лыжно-туристического сезона 2018-2019 годов топоним Лобановка стал чаще упоминаться, так как строились планы на лето и осень 2019 года по посещению различных природных мест Александровск-Сахалинского района. Мы больше склонялись к тому, что на Лобановку лучше забираться осенью, когда уже не будет нудных комаров и закончится травостой. Желающих поучаствовать в данном восхождении набиралось с десяток человек.
Честно признаюсь, что именно моим планам на лето в части туризма не удалось осуществиться даже на 50 процентов. Всё больше получалось ездить, чем куда-то сходить пешком.
В августе уже более детально начинается подготовка к восхождению на гору: просматриваются все доступные старые и не очень карты с имеющимися на них близко подходящими к цели дорогами; на снимках со спутника в интернете в прямом смысле высматриваются бывшие лесовозные дороги и волоки. И самое главное — необходимо точно определиться с составом участников.
Основная трудность заключалась в том, что гора находится на удалении от Александровска-Сахалинского. И в нашем случае, чтобы добраться до неё (и тем более подняться), необходимо три дня свободного времени и свободное транспортное средство, на котором можно добраться в район села Владимировка. Эти обстоятельства в будущем и предопределили состав участников восхождения.
На момент нашей поездки в нашем распоряжении имелся уже далеко не новый УАЗ, на котором мы должны были начать наш маршрут и первоначально добраться до села Владимировка. Село Владимировка как населённый пункт (но без людей его населяющих) входит в состав Александровск-Сахалинского района. Основным видом деятельности (тогда ещё Владимировка была посёлком) являлась лесозаготовка. Фактически село было расселено в 2001 году, уже после того, как распался леспромхоз. Последним жителем, который не захотел уезжать из села после его переселения, был Константин Медков, который проживал в нём до 2017 года. Именно в доме Константина мы планировали остановиться на ночлег на две ночи.
Есть два варианта попасть во Владимировку из Александровска-Сахалинского наземным транспортом.
Первый вариант: строго на юг, через село Михайловку, бывшее село Красный Яр, далее преодолеваем перевал, фактически едем по реке Владимировке и доезжаем до села Владимировка. В этом случае нам необходимо было преодолеть чуть более 50 километров. Но этот вариант нами как практический не рассматривался. Всё дело в том, что с переселением Владимировки (а фактически с закрытием леспромхоза) данная дорога (если её можно было так назвать) не поддерживалась в надлежащем состоянии и перешла из состояния «дорога» в состояние «направление». Ехать на одной машине по данному направлению было бы очень рискованно.
Поэтому выбрали второй вариант: на восток, через Тымовское, далее на юг в сторону Южно-Сахалинска, в Смирныховском районе сворачиваем на запад, опять въезжаем в Александровск-Сахалинский район и прибываем в село Владимировка. В этом случае преодолеть на автомобиле потребуется около 200 километров. А уже оттуда после ночёвки постараемся как можно ближе подъехать в горе Лобановка и начать на неё восхождение. С учётом дороги в одну сторону, восхождения и возвращения домой путешествие у нас должно занять три дня.
К моменту отъезда определился и состав участников, численность которого составила четыре человека.
Автор отчёта: Машир Анатолий
Часть 2. Иногда совсем немного не хватает до чуть-чуть!
Суббота, 14 сентября, 9:00. За мной заезжают двое из участников нашей задумки. За день до отъезда основательно загрузили машину провиантом и на случай, если будет занят домик во Владимировке, спальными мешками и палаткой. По дороге в Тымовское навстречу мчатся немногочисленные автомобили, окутывая нас пылью грунтовой дороги.
Наш УАЗ, не предполагающий быстрой и комфортной езды, держит крейсерскую скорость в пределах 70 км/ч. До моста через реку Северную Хондасу в Смирныховском районе, как раз в том месте, где нам необходимо будет свернуть с главной трассы Сахалина к Владимировке, мы будем ехать втроём. А дальше, в 11:30, к нам должен будет присоединиться и четвёртый участник, бывший житель Александровска-Сахалинского — Пасюков Максим.
Максим несколько часов назад выехал из Южно-Сахалинска нам навстречу. От Тымовского до Зонального дорога заасфальтирована, поэтому можно немного расслабиться. В Зональном слева от дороги показался аэропорт, на взлётной полосе которого сиротливо и, судя по всему, не первый год неподвижно замерли самолёты Ан-2. С этого аэропорта мне доводилось пару раз улетать: один раз в Южно-Сахалинск на Ан-72, в другой раз на ЯК-40 во Владивосток. Вспомнилось, что при любом упоминании в разговоре о Зональном с человеком, который застал СССР, разговор перетекал в тему о дешевизне билетов из Зонального в Хабаровск или Владивосток и удобстве вылета именно из этого места для жителей Тымовского и Александровск-Сахалинского районов.
За Зональным асфальтированная дорога заканчивается и начинается привычная нам грунтовая дорога с пылью и летящими от встречных и обгоняющих машин камнями в лобовое стекло. На этом участке дороги идут подготовительные работы к предстоящему асфальтированию дорожного полотна. Экскаваторы выбирают грунт у обочин дороги, машины с прицепами увозят его.
В 11:20 подъезжаем к мосту через реку Северную Хондасу Смирныховского района.
Рядом с мостом, как раз у поворота на Владимировку, находится охраняемая площадка-стоянка, на которую на ночь загоняется техника, задействованная в подготовке к асфальтированию дороги. Через 10 минут в этом месте встречаем четвертого участника, который приехал как раз к обозначенному времени.
После того, как было получено разрешение от охранника площадки оставить прибывший из Южно-Сахалинска автомобиль, перекладываем вещи в УАЗ и через 15 минут выезжаем по направлению к Владимировке.
Впереди ещё около 67 километров пути. Буквально через несколько километров замечаем переходящего нам дорогу медведя.
А ещё через несколько секунд становится понятно, что это не медведь, а медведица с медвежонком, который прятался за неё. Как будто не замечая нашу машину, они вальяжными косолапыми шагами пересекли дорогу и скрылись в лесу.
Во Владимировке я был около четырех-пяти раз. Из них два раза приходилось попадать в неё таким же путём, как мы ехали и на этот раз. Именно на этом участке дороги около 30 лет назад я в своей жизни первый раз увидел медведя.
Поднимаемся вверх на некрутой перевал. Проехав 18 километров от Северной Хондасы, пересекаем границу Смирныховского района и въезжаем опять в Александровск-Сахалинский район. Путь наш до сегодняшней конечной точки будет проходит вдоль русла реки Агнево.
Во время существования населённой Владимировки заготовленный лес сплавлялся по реке Агнево к берегу Татарского пролива, а далее его грузили в трюмы лесовоза. Уже позже сплав леса по реке был запрещён, была проложена дорога до железнодорожной станции Северная Хондаса. По этой дороге на японских лесовозах Komatsu заготовленный лес в виде хлыстов доставлялся на эту станцию для последующей его реализации.
Плохая дорога и жёсткая подвеска УАЗа заставляют держать себя в напряжении. К тому же начавшийся дождь немного испортил настроение. Двигаемся со скоростью 20-40 км/ч. Во встречном направлении мимо проехали три машины. С пассажирами одной из них получилось недолго поговорить. Едут из бывшего посёлка Комсомольский, там у них находится рыболовной стан.
Через непродолжительное время следы от автомобилей на дороге перестали встречаться и появилась уверенность, что во Владимировке мы будем одни, а это значит, что будем ночевать в домике, а не в палатке под дождём.
Доезжаем до слияния рек Медвежки и Агнево. В этом месте ещё не так много времени назад был лагерь лесорубов, состоящий из небольших временных домиков на два-три человека, нескольких бань, кухни. Некоторые домики ещё пригодны для жилья.
Берём это обстоятельство на заметку и продолжаем свой путь во Владимировку. Два раза останавливались перед старыми мостами, чтобы удостовериться, что по ним можно проехать.
В начале третьего часа дня, оставив 193 километра за спиной, достигаем конечной точки сегодняшнего дня. Вот она, Владимировка, посёлок лесозаготовителей с почтовым индексом 694442, куда письма, адресованные жителям этого посёлка, нередко ошибочно направлялись во Владимировку, которая на тот момент являлась пригородом (сейчас планировочный район) Южно-Сахалинска. Когда-то здесь были клуб, баня, фельдшерско-акушерский пункт, больница, школа, лесопилка, хлебопекарня, почта, узел связи.
Фото из ok.ru
В общем, всё, что необходимо для существования человека. Максим здесь впервые, поэтому только знакомится с окружающей обстановкой и задаёт вопросы по ранее существовавшей инфраструктуре. Виктор и Сергей — бывшие жители Владимировки, поэтому не понаслышке знакомы с местными окрестностями.
С момента моего последнего посещения населённой людьми Владимировки её оставленная территория заметно заросла деревьями. Между ними видны немногочисленные полуразваленные дома.
По незаросшей улице Центральной подъезжаем к уцелевшему дому бывшего местного жителя Константина Медкова, который расположен прямо на берегу реки Владимировки.
Слева сохранился ещё один дом на двоих хозяев. Если дом Константина Медкова сохранился потому, что он в нём жил, то почему сохранился дом слева и его не унаследовала судьба остальных строений, для меня осталось загадкой. Заселяемся в дом, в котором могут одновременно разместиться на ночлег пять человек.
Домик нередко посещают и бывшие жители Владимировки. Пообедав прямо на улице, без опаски, что кто-то может проехать по нашему столу, решаем походить по окрестностям, тем более что двоим бывшим жителям из нашего числа было что рассказать.
Полуразваленных домов здесь осталось не так много, но даже по ним собеседникам удалось определить, чем ранее они являлись, кто в них проживал или работал, и сориентироваться, что находилось рядом с ними. Воспоминаний в тот день хватило за все прошедшие годы.
Из-за наличия окружающих вокруг сопок темнеет здесь раньше. Да и мы слегка подустали от сегодняшней дороги. В доме растопили печь, поужинали и легли спать. Максим из-за жары не смог уснуть в доме, поэтому, взяв свою палатку и спальный мешок, пошёл спать во дворе. Забегу вперёд и скажу, что в следующие разы наши ночёвки происходили аналогичным образом: трое в доме, один в палатке на улице.
Воскресенье, 15 сентября. Проснулись практически одновременно в 8 часов утра. Уезжать не торопимся, так на улице из-за прошедшего вчера дождя всё вокруг сильно мокрое, да и туман обволок окружающие сопки. Через полтора часа на небе появилось солнце, и туман стал рассеиваться.
Собираем вещи и перед отъездом пишем записку о количестве участников, их имена и фамилии и вкладываем её в пластиковую бутылку. Эту бутылку мы планируем оставить на вершине горы Лобановка, на которую сегодня хотим взобраться.
Из Владимировки в сторону горы Лобановка выезжаем около 10 часов. Около часа движемся в обратном направлении вдоль русла реки Агнево — в сторону Северной Хондасы.
Ранее мы рассматривали два варианта подъезда на автомобиле как можно ближе к горе. Первый вариант: от дороги с заходом на гору с западной стороны. И второй вариант: с дороги сворачиваем к реке Борисовке, далее едем вдоль её русла по сохранившейся лесовозной дороге и уже от точки, где дорога максимально близко подходит к горе, начинаем свой путь. Тогда мы выбрали первый вариант, так как, по ранее полученной информации от одного знакомого, движение вдоль реки Борисовки возможно только на протяжении полутора километров из-за разрушенного моста. В этом случае идти нам предстояло на порядок больше, чем в первом варианте.
Съезжаем с основной дороги на старый волок, проезжаем ещё около 150 метров и упираемся в косогор.
Оставляем машину и от этого места начинаем подъём пешком. Трава после вчерашнего дождя полностью подсохла и в этой части не доставляет хлопот. Вообще, это время самое подходящее для походов, воздух в это время в лесу особенный, даже не такой, как летом, намного лучше — им хочется дышать, комары не донимают, трава не густая и вокруг просматривается всё гораздо лучше. Уверенно, но пока не резко набираем высоту. Видны следы лесозаготовок в виде нечастых пеньков, на которых зародилась новая жизнь. Чувствую себя отлично, при ясной погоде зноя и жары нет, пить особо не хочется. Выходим на старый волок, поросший мелколесьем, и по нему двигаемся вверх. Волок заканчивается, и мы постепенно сворачиваем на северо-восток, чтобы по водоразделу безымянной горы, по склону которой мы уже двигаемся, подойти к горе Лобановка. Дважды на склоне горы нам встретились старые столбы с затёртыми от времени на них обозначениями — границами лесных кварталов.
Подъём стал круче и в какой-то момент слева между деревьев стала видна наша цель — вершина горы с расположенным на ней носителем координат металлическим тригопунктом.
Ненадолго останавливаемся, чтобы посмотреть по навигации наш путь, и поднимаемся дальше. В какой-то момент я неосторожно оступаюсь и начинаю падать на левый бок. В это время выставляю правую руку для того, чтобы облокотиться на неё и смягчить удар. Кистью касаюсь земли, но из-за неровной поверхности мизинец смещается в сторону относительно других пальцев руки. Резко вскакиваю и начинаю хаотично трясти рукой от боли в мизинце.
Палец опух и перестал гнуться, дотрагиваться до него или хотя бы разогнуть его больно. Всем сообщаю о своей проблеме. Мне делают повязку, стараясь зафиксировать палец в одном положении. На вопрос о том, вернуться ли нам назад, отвечаю отрицательно, хотя тогда я ещё не понимал трудность моей ситуации. Скорее всего, на моё решение повлияло то обстоятельство, что пока подъём не представлял сложности и передвигались мы относительно неплохо. Но уже через 300 метров градус подъёма стал увеличиваться, всё чаще проходим через бамбук, открытых мест, где его можно обойти, становится всё меньше. На высоте около 600 метров на нашем пути, чередуя бамбук, возник стланик. Ищем обходы стланика, упираемся в высокий бамбук, либо наоборот. Так будет и дальше. Здесь для меня начались проблемы: из-за сломанного пальца (а в этом была большая уверенность) я мог цепляться за ветки и деревья только левой рукой. Если приходилось обходить стланик и бамбук по левому склону, то правой рукой я уже не мог удерживать себя. Из-за этого и боязни упасть на правую руку, как это случилось несколько раз на этом склоне, я сбавил темп и стал замыкающим нашей группы. Нам приходилось несколько раз набирать и терять высоту. На одной из седловин вышли на небольшую поляну, на которой росла крупная голубика.
Кусты, на которой она росла, уже практически были без листьев. Здесь мы пробыли около 15 минут, потратив время на её поедание. Продвижение вверх стало заметно труднее, бамбук густой стеной возникает на пути перед нами, его высота часто достигает двух метров.
Стоит впереди идущему в него зайти, и определить его местоположение удаётся только по шуршанию листьев. За следующий час мы продвинулись на 800 метров, а потом за час только на 400.
Показалось, что справа на склоне донёсся звук клаксона автомобиля. Но потом звук повторился несколько раз. Этот звук очень напоминал звук дудки, которой в лесу отпугивают медведей. Где-то рядом с нами есть люди.
Группа немного растянулась по склону, судя по навигатору, от вершины нас разделяют два километра пути, но это по прямому отрезку. На самом деле приходится постоянно идти зигзагами и обходить вышеупомянутые препятствия по склону и водоразделу. При очередном обходе стланика вышли на небольшую тропу (или казалось, что это тропа). Не могу с полной уверенность сказать, что эту тропу набили люди, но, возможно, как раз перед нами группа, совершив восхождение, спускалась вниз.
Преодолев очередной километр, останавливаемся на небольшой полянке у берёзы. Высота 850 метров. По прямой необходимо преодолеть километр пути. Практически одновременно высказываемся, что мы ещё не обедали, хотя время сейчас 16 часов 30 минут. Пообедав, совещаемся о целесообразности дальнейшего продвижения вверх, так как на оставшийся километр подъёма можно потратить от одного до двух часов, а нам необходимо время спуститься вниз до машины. Большинством голосов принимается решение о спуске, хотя, честно признаться, даже с поломанным пальцем я готов был продолжать движение. В 17:00 с места, где мы обедали, начинаем резко спускаться вниз. Вершина горы Лобановка остаётся за спиной. Спуск в этом месте оказался очень крутой. Я заметно начал отставать, так как удерживаться за ветки мог только одной рукой. Немного ниже выходим в небольшую ложбину, которая, судя по всему, является сезонным ручьём. Воды в ней сейчас нет, за лето травой она не заросла, и лишь вымытые талой водой камни катятся вниз при наступании на них. По этой причине решаем ещё больше растянуться, чтобы обезопасить себя. С периодичной регулярностью доносится крик «камни», заставляя переживать за идущего снизу. Под подошвой стала проявляться вода, и вскоре незаметно она образовала ручей, который мы начинаем обходить и перепрыгивать через него с разных сторон. Из крутого перейдя в пологий, склон позволяет набрать скорость. Выходим на бывшую не сильно заросшую лесовозную дорогу и последующие 40 минут идём по ней вдоль ручья до основной дороги, ведущей во Владимировку.
Ровно в 20:00 выходим на дорогу, где нас настигла темнота. Выходит, что было верно принято решение о возвращении с отметки 850 метров назад, иначе, достигнув вершины, нам пришлось бы спускаться в полной темноте, и, возможно, спуск мог бы занять больше времени, чем было потрачено на подъём.
Для ночёвки едем не во Владимировку, а в бывший лагерь лесорубов у слияния рек Медвежки и Агнево. В качестве места для ночлега выбираем вагончик, установленный на бывший прицеп. Скорее всего, отдалённость от цивилизации и доброта хозяина, оставившего его здесь, позволили ему остаться в очень неплохом состоянии. Топим печь, наспех варим макароны с тушёнкой и на десерт режем дыню, которую мы так хотели взять на вершину и отпраздновать там свой успех её поеданием. Перед сном обсуждаем причины нашего неудачного восхождения и единогласно приходим к выводу, что этому послужил поздний выход. Выйди мы на два часа раньше, то сейчас обсуждали бы локальную победу нашей четвёрки.
Понедельник, 16 сентября. Подъём в 8 часов утра. Собираем вещи, пьем чай и по моей просьбе выезжаем раньше запланированного времени.
До конца рабочего дня мне хочется попасть к врачу с поломанным мизинцем.
Уезжаем, но по дороге назад обсуждаем возможный следующий приезд в эти места и заход к Лобановке с другой стороны. У реки Борисовки замечаем след автомобиля, который уходит вверх вдоль этой реки. Эту дорогу мы рассматривали в качестве второго варианта для подъёма на гору, но не приняли его внимание из-за разрушенного на пути моста. Едем по следу в надежде встретить людей. Проезжаем порядка трёх километров и доезжаем до моста, через который смог проехать неизвестный для нас автомобиль. Мост оказался не таким и разрушенным. С небольшой досадой в мыслях разворачиваемся и едем в обратном направлении. В Смирныховском районе нам дорогу перешёл очередной медведь. Он сел в 20 метрах от обочины между деревьев и совершенно на нас не реагировал.
Едем домой.
Автор отчёта: Машир Анатолий
Часть 3. Если сильно захотеть… можно и на Лобановку подняться
Сходил к врачу. Как и предполагал, палец оказался сломанным. На снимке перелом выглядел, как срез ножом под углом в 45 градусов, да к тому же со смешением кости. Смешение, как заверил врач, допустимое. Всю правую кисть, кроме большого пальца, и запястье обложили гипсом. Гипс как минимум на месяц.
К моменту его возможного снятия пройдёт месяц. На Лобановке к этому времени с большой долей вероятности будет лежать снег. А это значит, что все планы по повторному восхождению отодвинутся на год. Вариант на лыжах зимой не рассматривали. Между собой продолжаем обсуждать дату и, наконец, с ней определяемся. Скорее всего, я буду первым человеком, который побывает на Лобановке в гипсе.
Пятница, 27 сентября. Всемирный день туриста. Вечером после того, как закончился рабочий день, иду домой, быстро переодеваюсь, беру с собой рюкзак, необходимые вещи и спускаюсь во двор, где меня уже ждут. Как и прошлый раз, тот же УАЗ, тот же состав. До заката должны успеть доехать до Северной Хондасы, где мы встретимся с Максимом. Добираться из Александровск-Сахалинского района в Александровск-Сахалинский район будем тем же путём, через Тымовский и Смирныховский районы.
Проезжаем бывший посёлок Верхний Армудан в Тымовском районе. Вдали хорошо просматривается Набильский хребет, верхушки которого покрыты снегом.
Проезжаем Тымовское, и на выезде из него нас останавливает инспектор ДПС.
После проверки документов интересуется, куда мы направляемся. Наш ответ о том, что мы туристы, его явно не устроил. После заглядывания в машину и ещё нескольких вопросов он пожелал нам счастливого пути. Мы, как и в прошлый раз, были одеты в камуфляжную форму и своим видом не напоминали истинных туристов, а скорее — рыбаков или охотников. И прошлой поездке, и на этот раз, когда мы встречались с людьми, ни кто всерьёз не воспринимал слова о том, что мы собрались на гору в качестве туристов. Собеседник в конце разговора подмигивал глазом, намекая, что «рыбы там много, я всё понял», либо собеседник заводил разговор о рябчиках, предполагая, что мы всё-таки направляемся на охоту.
Подготовка к асфальтированию трассы продолжается. Фуры и длинномеры к закату солнца словно объединились в одну цепочку и спешат занять место где-то у обочины на ночёвку.
К 20:00 подъезжаем к Северной Хондасе. Четвёртый участник нас уже ждёт. При последний лучах солнца перегружаем вещи в УАЗ и выезжаем в сторону Владимировки. На ночёвку, как и в прошлый раз, планируем остановится в бывшем лагере лесорубов.
Дорога за две недели изменилась в худшую сторону. Прошедший циклон оставил после себя множество луж и добавил неровностей на дороге. У поворота на лагерь лесорубов замечаем свет справа. Здесь мы не одни. Так и вышло. Домик, который служил нам ночлегом в прошлый раз, оказался занят. И кого здесь можно встретить? Конечно же, четверых александровцев. Подыскиваем себе места в соседних вагончиках. В половине из них протекает кровля, в других нет дверей или стёкол на окнах. Находим более-менее подходящий. Не all inclusive, конечно, но для временной остановки вполне сгодится. По внутреннему убранству заметно, что в этом году мы будем ночевать здесь не первые. Топим печь, ужинаем и втроём ложимся спать на деревянных самодельных кроватях. Четвёртый — традиционно в палатке на улице.
Суббота, 28 сентября. В 8 часов утра выезжаем из лагеря в обратном направлении. Перед этим, шутя, сообщаем землякам, что будем продлевать номер вечером. Если две недели назад к Лобановке мы подбирались слева, то сегодня это будем проделывать с правой стороны. У реки Борисовки сворачиваем на север и движемся вверх. Дорога ровная, практически без луж. Но если вы сильно переживаете за каждую царапину на своём автомобиле, то вам сюда лучше не ехать. Ветки с двух сторон колотят о кузов автомобиля. Наружные зеркала заднего вида, словно проявляя защитный рефлекс от постоянного натиска веток, складываются параллельно кузову. Река Борисовка с течением лет подмывает дорогу.
Пройдёт два-три года и проезд дальше станет невозможным. Доезжаем до развилки двух дорог. Природа в этом месте ещё не скрыла деятельность человека: у пригорка лежат бочки из-под топлива, на земле — кабина от трелёвочного трактора, искореженная цистерна — на другой стороне дороги. Рядом нашёл последнее пристанище кузов от автомобиля «Москвич-412». Сворачиваем налево и доезжаем до полуразваленного моста, у которого в прошлый раз мы развернулись и поехали обратно. Здесь и ещё в двух местах корректируем траекторию для проезда автомобиля, одновременно подкладывая под его колёса старые доски и брёвна.
Достигаем места, где дорога наиболее удобно для восхождения подходит к горе Лобановка, и после выдвигаемся вверх по волоку. Ночью были заморозки, листья на деревьях в инее и только начинают оттаивать от лучей солнца.
Волоки встречаются практически везде до отметки 500 метров. Иногда карабкаешься вверх по очередному волоку и думаешь, что испытывал тракторист, забираясь на вверенной технике в такой крутой подъём, чтобы выполнить план. Часто достаём навигаторы и сверяемся с маршрутом.
Ягода на кустах практически не встречается, её посбивало дождём прошедшего циклона. Поднимаемся на сопку, с которой видна наша цель. До неё ещё несколько километров. Но перед этим нам необходимо спуститься вниз с горы метров на сто и снова начать подъём. Поймал себя на мысли, что, пройдя половину пути, ещё ни разу не попил воды.
Настроение ходовое, но, честно признаться, в этот раз общее самочувствие было хуже, чем в прошлый раз. Утром проснулся, ощущалась разбитость организма, несобранность. На подъёме это всё давало о себе знать. Дошли до точки, с которой в прошлый раз мы начали спуск. На этот раз до неё мы добрались на три часа раньше. Обедаем, 10 минут на восстановление сил, и снова вверх по бамбуку и стланику, к которому начинаешь привыкать. С набором высоты открываются отличные виды.
Я в силу своих возможностей иду замыкающим. На правом склоне, чуть ниже водораздела, обнаруживаем ложбину, оставленную сезонным ручьём, выходим туда и по ней более уверенно продвигаемся. В 15:10 в прямой видимости стал виден тригопункт.
Неспешным шагом по стланику, который на вершине не выше пояса, в 15:20 подходим к точке финиша. Цель со второго раза достигнута. На вершине прямо у тригопункта, четырёхногой вышки, на высоте 994 метра в окружении стланика и немногочисленных ягод брусники находится муравейник. Выше в нашем районе никто не проживает. Чувство радости вперемешку с окружающей на многие километры далью дают превосходный эффект и отлагаются в сознании на долгое время после спуска. С этого места просматриваются Татарский пролив, долина реки Агнево, Владимировка и просто красивые места.
Лишь полуразрушенный визирный цилиндр на верхней части тригопункта, пропуская поток ветра, обозначает себя своеобразным свистом, заставляя поднимать голову вверх.
Пробыв на вершине полчаса, закрепив к тригопункту пластиковую бутылку с запиской, о которой я упоминал ранее, начинаем спуск вниз по ложбине.
Далее уходим левей в распадок, пробираясь через бамбук, выходим к ручью и по нему спускаемся до волока.
С волока выходим на дорогу, которая вывела нас к деляне, которую мы пересекали утром. Менее чем через час выходим к машине, с уверенностью проезжаем полуразрушенные мосты и в 20:00 возвращаемся к месту ночёвки.
Воскресенье, 29 сентября. В 10 часов выезжаем домой. Едем не спеша и размеренно, несколько раз останавливаемся для фотографирования природы и себя на ее фоне.
Традиционно, в четвёртый раз, делаем остановку у «тухлянки» — небольшого подземного сероводородного источника, который находится в нескольких метрах от дороги, а после и трогаемся в путь.
У поворота на Комсомольский стоит пикап, у них обед прямо на капоте. В лесу других благ для этих целей лучше и не найти. Останавливаемся на границе Александровск-Сахалинского и Смирныховского районов. Лес поменял цвет на жёлтый и, по всей видимости, по ночам здесь господствуют заморозки. День отъезда выдался отличный, по ощущениям, температура достигает 20 градусов со знаком плюс. В 13:10 доезжаем до Северной Хандасы, где прощаемся с Пасюковым Максимом и втроём едем домой.
За 25 километров до дома небо резко окрасилось в серый цвет и пошёл дождь.
Но самое главное, что настроение так и не поменяло своего внутреннего никому незаметного цвета и гармонировало с лесом, который окружал нас вокруг.
Мы дома. Ещё одна вершина осталась позади.
Автор отчёта: Машир Анатолий
сентябрь 2019
Участники похода: Машир А., Дроздов С., Пьянзин В., Пасюков М.
One thought on “2019 Гора Лобановка”