Сахалин. Апрель 2012 год. Тонино-Анивский полуостров. Сахалин. СОЛО. Прогулялся на четыре дня. Протяжённость 155 км. Залив перед мысом Свободным был забит льдом…
- Остров Сахалин, Тонино-Анивский п-ов, мыс Анива
- апрель 2012г.
- продолжительность 4 дня
- протяжённость около 142км
- участник Пасюков М.
- автор отчёта Пасюков М.
Сегодня 23 апреля 2012 года. На часах 13.30. До главной цели — маяка Анива — еще далеко. А вид у меня уже давно не бравый.
Все ноги мокрые. Особенно левая нога, на ней еще вчера порвалась латексная пятка. Из-за постоянно мокрых ног, очень холодно. Шаги рванные, но темп удается сохранить. Тридцать шагов, перекур, тридцать шагов, перекур…
Каяк сегодня особенно тяжелый, вчера он казался значительно легче. Может быть вода под сидушкой. Нет, воды нет. Но он все равно очень тяжелый.
Сколько весит груженный каяк? Прикидываю в уме: 25 кг. каяк + 25-30 кг. снаряги. Итого 55 кг. Бывало и больше. забыл про яблоки и огурцы. Их в этот раз под 3 кг. Огурцы это хорошо. Хочется огурца. Снимаю варежку.
Отчего так холодно пальцам? В это время очередная волна обрушивается справа. Вода течет за шиворот. Термак весь мокрый. Мокрый от пота. Сегодня пройдено всего 25 км. а солнце в тучах уже уходит на запад.
Вода везде, в носках, в штанах, в футболке, в шапке. Все происходящее воспринимается сознанием спокойно, но мне кажется, чувства немного притуплены. До чего же я устал.
Начинается дождь. Мокрые ноги, лед под ногами, температура около нуля и дождь. Адский симбиоз. Обожаю такие моменты. Приближаясь к своему невозможному, начинаешь чувствовать истинный вкус к жизни.
Еще вчера вечером на Минапуцы, готов был сдаться и отступить. Нашел укромное место у Лебяжьего озера, где можно спрятать байдарку, а самому уйти пешком на Новиково. Созвонился с городом, машина в Новиково должна была быть в 16.00.
Но нет. Сегодня я уже здесь. Менапуцы позади, там же Левенорна, Нахимова, Безымянный и Евстафия. И вот он — этот очередной мыс. Наверное, самый тяжелый из всех. Хотя нет, Менапуцы был посложнее. Но именно сегодня как-то по особенному хреново. Наверное, потому что нет солнца. Вчера оно хотя бы грело.
«Бережно», насколько это возможно, протаскиваю каяк через навороченные глыбы льда. Один руль уже сломал утром, поставил запасной.
… 28, 29, 30 шагов. Очередной перекур. Тяжело опускаюсь на лодку.
Почему один? Здесь посреди огромного ледяного поля с веревкой, обмотанной вчетверо вокруг пояса?
Райнхольд Месснер в «Хрустальном горизонте» описывая свои ощущения во время одиночного восхождения пишет: «Идти одному несравненно труднее и опаснее, а главное — это психическая нагрузка, которая увеличивается в несколько раз. Все, что мне предстоит сделать, в том числе и спуск, сидит во мне как заноза, а во время остановок собственная фантазия раздувает страхи до галлюцинаций» этот мыс — это точно заноза
Почему тащу это лодку? Почему не иду на ней вокруг этого огромного ледяного поля, которое выходит за границы мыса не более 300-500 метров? Вдалеке вижу границу синей воды. На татарщине ходили и в 8 км. от берега….
Сомнения и страх — вот главная причина, отчего я уже третий день тащу лодку вокруг мысов по льдам, так было и на Грозном и на Трудном и на Остром и на мысе Менапуцы, и это опять повторяется сегодня.
Лодка упирается в очередную льдину. Веревка натягивается и отпружинивает меня назад. Беру лодку уже за носовую ручку (именно к ней привязана веревка) и заталкиваю каяк наверх.
Что это? ручка начинает идти по швам, не рассчитанная на такие нагрузки. Может порваться, если так, то тащить будет не за что. Перекрутить сзади вперед возможности нет… заднюю забрало Море еще в прошлом году. Нужно быть аккуратней, без резких рывков.
… 15, 16, 17 шагов…. Не думаешь ни о чем. Нет прошлого, нет будущего. Каждое движение подчинено только одной цели — пройти это ледовое поле. Только ты и мыс. Каждая мысль только о нем. Считаешь шаги и отдыхаешь, снова считаешь и снова отдыхаешь… 28, 29, 30. Очередной перекур.
В сухаре несколько маленьких дыр, раньше не замечал. Варежки порвались о заструги, пока идешь тебе жарко, только сел и холодный пот начинает прошибать с ног до головы. Достаю реактор. Эта штука, даже в огромном поле может согреть руки. Хоть и ломается периодически, но он входит в круг моих самых близких друзей. Лезу за зажигалкой… вот незадача потекли два кейса, в одном из них три зажигалки, все не работают. Достаю последнюю, она всегда в нагрудном кармане спасжилета вместе со спутником, на случай выброски на берег без лодки. Зажигаю горелку, уже через две минуты приятное тепло растекается по растрескавшимся пальцам.
Встаю, нужно идти дальше. Пальцы согрелись, а вот тело замерзает. Хочется куда-нибудь спрятаться от холода, проникающего повсюду. Еще 3-4 перекура и будет вода. Все казалось было спланировано и спроектировано. А ведь я думал, что каякинг — это легко, и вот машина дала сбой и забуксовала. Что-то я делал неправильно.
Никаких лишних движений. Переход — перекур. Переход — перекур. Бесконечный, грубый ритм. Хочется опустить руки, разбить палатку и забраться в тепло спальника. В других походах, всегда ощущаю запас прочности, а сейчас его, похоже нет. Слово «надо» — уже становится девизом. Надо вынести, надо сделать, надо тащить, надо и все….
И вот вода уходит под берег, льды заканчиваются. Сколько до воды? Трудно определить расстояние и ориентироваться. Может быть 100-150 метров. Дальше лишь некрупная шуга до самого горизонта. Близость финиша выматывает. На часы смотреть не хочется, но понимаю, что почти два часа потратил на это ледяное плато. Сегодня грань между здравым смыслом и авантюризмом была стерта.
Море успокаивается, практически штиль. Просто стою и просто молчу. Штиль — это радость и удовлетворение? Нет, эти чувства притуплены. Сажусь в лодку
Еще два часа пролетают незаметно. Вот мыс Павловича. За ним красивая бухта с водопадом. Здесь останусь на ночь.
До главной цели — мыса Анива — остается не более 4 км. Никто не дешевил, природа требовала, я платил сполна. Мыс был уже позади. А посмотришь на карту, и мысом то не назовешь. Никаких тебе выпирающих конечностей, лишь обозначение скалистых берегов.
Сражение продолжалось, но битва была уже выиграна, в очередной раз страх и сомнения потерпели поражение. Но каждый раз теперь я буду рассматривать этот Мыс — мыс где я уже был, мыс который надо было пройти. И каждый раз буду испытывать чувство уважение к Мысу Корнелия и восхищаться его, скрытым от многих, величеством.
апрель 2012