Сахалин. В апреле 2012 года, вместе с другом Саней Романовым, мы обошли мыс Крильон. Было холодно, но красиво. Мыс Крильон — самая южная точка острова Сахалин.
- Остров Сахалин, п-ов Крильон
- апрель 2012г.
- продолжительность 4 дня
- протяжённость 148км
- участники Пасюков М., Романов А.
- автор отчёта Пасюков М.
Дата | Старт | Финиш | км. | |
1 | 13.04.2012 | 2 км. севернее устья реки Урюм | река Могучи | 47 |
2 | 14.04.2012 | река Могучи | мыс Крильон | 29 |
3 | 15.04.2012 | мыс Крильон | 4 км. к северу от мыса Кузнецова | 30 |
4 | 16.04.2012 | 4 км. к северу от мыса Кузнецова | Шебунино | 42 |
Мыс Крильон — самая южная точка острова Сахалин.
Название было дано в честь французского военачальника Луи-Бальбес де Крильона великим французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом.
С севера соединён узким, но высоким и обрывистым перешейком с Крильонским полуосттровом, на западе омывается Японским морем, на востоке — заливом Анива Охотского моря. С юга — пролив Лаперуза, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо.
День 1. 13 апреля
Из города выехали в 6 утра. Уже через час были на точке старта. До Урюма не доехали около 2-х км.
Быстро (ну или почти быстро) собрались и вышли. На море практически штиль, лишь мелкая рябь и легкий ветерок. Совершаем классическую ошибку: на берегу прыгаешь от холода, поэтому натягиваешь на себя как можно больше одежды, и уже через 20 минут гребли начинаешь обливаться потом.
Быстро проходим Урюм, подходим к Тамбовке. На Тамбовке остановились, не мог я не зайти к дяде Толе, который уже неоднократно обогревал в своей утлой, но всегда теплой лачуге. Живет здесь всю зиму, охраняет рыбный стан. Правда, с памятью у него туго, каждый раз приходится знакомиться заново. Познакомившись, пьем чай в прикуску с жареной рыбой. Дядя Толя, как обычно травит пару душевных историй, как нехорошие люди у него крадут, то это, то то….
Идем дальше. Залив Анива порадовал штилевой погодой. На Медведке остановились на обед.
На подходах к Найче на берегу замечаем четырех медведей. Подбираемся очень тихо, чтобы не спугнуть. Когда подошли совсем близко, медведи побежали и превратились почему-то в лошадей.
В 18.00 финишировали на реке Могучи. За день удалось пройти 47 км. Сразу после высадки, Саня начинает судорожно скакать по берегу в неопрене, пытаясь согреться.
Подошел местный житель со стана — Алик. Позвал в избу, мы охотно согласились. Переночевали с комфортом.
День 2. 14 апреля
С утра на Могучах мороз. Вся лодка покрылась тонким слоем снега.
У восточной стороны Крильона есть основной плюс весной — солнце начинает греть с самого утра. На этой стороне нужно раньше выходить и раньше финишировать. На западе все наоборот — лучше поздно вставать и поздно финишировать, стараясь максимально использовать теплые лучи солнца.
Самое тяжелое в весеннем морском каякинге, это утренние сборы, когда ты вылазишь из палатки на мороз и тебе нужно натягивать мокрую снарягу на голое тело, садиться в лодку и грести сквозь ледяную воду.
Уже через 20 минут подошли к мысу Канабеева. Мыс очень красив, в прошлом году погода здесь была штормовая, поэтому мыс пролетел и не заметил. В этот раз, море позволило побродить вокруг, пофотографировать.
Утверждают, что в бытность японцев от Могучей на Атласова и далее на юг шла конная тропа. Мыс Канабеева был непроходным, поэтому японцы вырыли несколько туннелей, стесали некоторые скалы на Канабеева.
Советские же пограничники, в свое время, доблестно взорвали некоторые участки тропы, превратив Канабеева вновь в непроходную скалу.
подошли на Атласово (мыс Анастасии). Бывшая погранзастава. Там и тут искореженные останки.
Побродив по берегу двинулись на юг. Уже в 1 км. южнее ждал симпатичный водопад. По всей видимости, здесь в очередной раз у японцев был водозабор. Трубы идут с самого верха вниз.
Прошли Петровку и пообедали на Ирше.
До Крильона оставалось не более 7 км. Подошли к мысу. Из-за начавшегося отлива и обнажившейся рифовой полки пришлось уходить далеко в море. Обогнув мыс Крильон и выйдя на западную сторону получили океанскую зыбь. Полутораметровые длинные горбатые волны и сильный прибой.
На самом деле, погода была вполне ходовая во все дни, но после зимней спячки в первый поход хотелось чего-то более спокойного и бороться с полутораметровыми волнами ну никак не хотелось уже на второй день гребли.
Дневные температуры поднимались до 7 градусов тепла, ночью температура падала до 1-2 градусов мороза.
Решив не испытывать судьбу, высадились сразу за мысом.
Высадкой это можно назвать с большой натяжкой. Волны ломались уже метров за 30-50 от берега. Просерфив и долетев практически до берега, не смог удержать лодку и вошел благополучно головой в песок.
Волна отошла, начинаю выстегиваться, следующая волна подхватывает и швыряет еще метров на пять.
Времени было много. Просушились, сходили на макаровскую «вековую марку».
Макаровская метка была сделана в 1887 году., как результат посещения нашего острова адмиралом Макаровым С.О., который приказал высечь на скале вековую марку. Под надписью ВЕКОВАЯ МАРКА было выбито семь горизонтальных насечек, пронумерованных римскими цифрами снизу вверх. Целью этго футштока служило наблюдения за колебаниями уровня воды в проливе Лаперуза. Данные обрабатывались маячником и отправлялись в Петербург. (Футшток по подобию Кронштадского (Питер)) Макаровская метка расположена на скалах основания мыса Крильон, приблизительно в 250 метрах от маяка, внизу возле моря немного к югу от начала тропинки, ведущей наверх на маяк. В настоящее время из надписи ВЕКОВАЯ МАРКА сохранилось только слово МАРКА. Остальная часть метки была скорее всего уничтожена вследствии волн прибоя.
Сейчас уже соорудили новую современную из железа.
на Крильоне мы не увидели никого, лишь одинокий маяк подмигивал всю ночь. Граница была на замке.
День 3. 15 апреля
Утром неспешна, в ожидании солнца, вылезли из палатки. Позавтракали, решив что море немного успокоилось, вышли.
Через несколько километров, останки выброшенного много лет назад американского корабля «Луга» (серия Либерти).
Прошли водопады за Шестомой.
Далее Замирайлова Голова.
Вспоминая каким ветром и волнами встретило море год назад, решили высадиться на южной стороне мыса и посмотреть что твориться в бухте. Вид отсюда великолепен. Мыс Кузнецова открывался во всей красе. К сожалению фото не отражают реальной картины.
И в этот раз Ктулху с Трамонтаном нас обманули. То что сверху казалось спокойным морем, по факту превратилось опять в огромную океанскую зыбь. Резали от мыса к мысу.
Саню настойчиво преследовал огромный сивуч (или морж, или морской лев, или …), с завидной регулярностью выныривая то спереди, то сзади.
Я от души хохотал, хотя хохотать тут было некогда. Весенний каякинг очень тяжел психологически, перспективы перевернуться вдали от берега в холодную воду оставляют мало шансов на выживание. Доплыть до суши. если ты в 500 метрах от берега, очень проблематично.
За мысом Кузнецовым вдали показалась Коврижка (мыс Виндис).
Название переводится с айнского языка как скверное жилище. Скверными, нехорошими мысами айны называли мысы, которые опасно было объезжать на лодке и приходилось обходить по берегу. За трапециевидную форму мыс также называют Коврижкой. Мы с друзьями зовём его Табуреткой.Мыс Виндис (г.Коврижка) своей формой напоминает торт с отвесно обрывающимися во все стороны стенками. Узкий перешеек соединяет его с берегом. На его плоской вершине (высота 78 м) было найдено несколько археологических стоянок древнего человека. Неприступный вид этого природного сооружения послужил отправной точкой для гипотезы, согласно которой гора Коврижка использовалась сахалинскими аборигенами как естественная крепость. Забраться на вершину горы можно только по ее восточному, заросшему разнотравьем склону, однако последние 7-8 м преодолеть без специального снаряжения достаточно сложно. (сейчас там есть верёвка)
Время было около шести. Неожиданно поднялся сильный южный ветер. Поверх больших волн появилась 40-ка сантиметровая болтанка. Продвигаться стало трудно.
Через 20 минут, решаем, что пора завязывать с весенними экспериментами. Из-за сильного прибоя идти вблизи от берега не получалось.
«Все хорош на сегодня, валим на берег…». Разворачиваемся, идем немного назад до ручья.
День 4. 16 апреля,
На следующий день встали рано в 6.30. На небе тучи, море немного успокоилось. Вышли и уже через час были на Коврижке.
Обошли мыс Виндис. Ветер вновь усилился. Идти стало совсем неприятно. Высадились на берег. Что-бы не терять времени, решили тащить каяки волоком по прибрежной полосе. Так протащили около 5-6 км. Затем море успокоилось и превратилось в тихий вязкий кисель, лишь редкие большие волны плавно катились и с шумом разбивались о берег.
Ускорив темп, уже к 17.00 подошли к Шебунино.
В прибрежной полосе заходя в полосу прибоя, Саша ушел в неуправляемый кривосерфинг. Очередная волна подняла байдарку и плюхнула его вниз головой. Шлема у него нет, поэтому то, что он не угодил головой о каменные плиты под водой — это большое везение.
Вот так быстро и закончилась наша весенняя вылазка на Крильон.
А Крильон, оказывается, чем ближе к зиме, тем он красивее.
апрель 2012